Скрытый талант

Олексій • 10 лет назад

skritie-talantiВ прошлый раз мы начали говорить о том, что Бог вложил в вас и в меня особые дары и таланты, а так же о том, что самое лучшее начинание всегда требует подготовки с нашей стороны. Поэтому хотел бы продолжить начатую тему и больше разобраться с тем, что же Господь нам даровал и как с этими дарами обращаться – об этом притча, которую мы сегодня посмотрим:

«Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился…» (Матфея 25:14-30)

Эта притча, подобно предыдущей, содержит конкретный урок для тех, кто слушал ее тогда, но также несколько уроков для нас сегодня. Она известна как Притча о талантах. Талант был денежной единицей, но не монетой, а весом, и соответственно, его стоимость зависела от того, было ли это золото, серебро или медь. Чаще всего, это было серебро.

В первоначальном варианте притчи все внимание, несомненно, было приковано к ленивому рабу.

Не приходится сомневаться в том, что он символизирует книжников и фарисеев и их отношение к закону и истине Божьей. Ленивый раб зарыл свой талант в землю, чтобы потом вручить его хозяину в точно таком же виде. Вся цель книжников и фарисеев заключалась в том, чтобы сохранить закон точно таким, каким он был. По их собственным словом они «искали возможности построить забор вокруг закона». Любое изменение, любое усовершенствование, все новое, было для них проклятием. Все это вело к застою, к бессилию религиозной жизни.

Подобно человеку с одним талантом, они хотели сохранить все в том виде, как это было и за это они осуждены. В этой притче Иисус говорит нам, что не может быть вера без стремления к новому, и что Бог не может получить никакой пользы от того, кто отгородился от всего.

Упоминание о торгующих в ст. 27 предполагает, что если мы не умеем использовать для Господа то, что имеем, то мы должны отдать его другим, которые умеют. Торгующими, в этом случае, могут быть лидер вашей группы или служения в церкви, миссионеры, евангелисты, Библейские общества, христианские издательства, евангельские теле и радиопрограммы и т.д. В мире, подобном нашему, нельзя найти оправдание, почему наши таланты не пущены в оборот.

Негодный раб был выброшен, изгнан из Царства. Он разделил исполненную мук судьбу грешников. Не его неспособность инвестировать свой талант навлекла на него осуждение, а, скорее всего, недостаток добрых дел показал, что ему не хватало спасающей веры. Но в этой притче заключено еще многое другое.

1. Бог дает людям различные дары и дарования. Один человек получает пять талантов, другой – два, а третий – один. Важен не талант человека, важно, как он его использует. Бог никогда не требует от человека того, чего у него нет, но Он требует, чтобы человек в полной мере использовал имеющиеся у него способности. Таланты у людей неодинаковы, но в своем рвении, в прикладываемых усилиях, они могут быть равны. Притча говорит нам, что какой бы талант у нас ни был, – маленький или великий, – мы должны использовать его в служение Богу.

2. Наградой за прилежную работу является еще большая работа. Два раба, хорошо выполнившие свою работу, не получили повеление почивать на лаврах. Им были даны еще большие задачи и ответственности в делах их хозяина.

3. Наказан будет человек, который не хочет попытаться. Человек с одним талантом не потерял своих денег – он просто ничего не сделал. Было бы даже лучше, если бы он попытался сделать с ними что-то и потерял бы их, чем не делать ничего. Человека, у которого всего один талант, всегда мучает искушение сказать: «У меня такой маленький талант и я могу сделать с ним так мало. Нет смысла даже пробовать, ради того, что я могу сделать». Осужден тот человек, который, имея даже один талант, не потрудится употребить его и не рискнет им ради общего блага.

4. Кто имеет – тому будет дано еще, а кто не имеет, тот потеряет и то, что у него есть. Смысл этого правила таков: если у человека есть талант и он использует его, он все время будет способен делать все больше и больше. Но, если у него есть талант и он не сможет применить его, он неизбежно потеряет его. Если у нас есть способность к игре или к какому-то виду искусства, если у нас есть дарование в чем-то, чем больше мы практикуем эту способность, чем больше мы трудимся, тем труднее задачи мы сможем преодолевать. И наоборот, если мы не будем пользоваться ими, мы потеряем их. Это в равной степени справедливо для игры в футбол и на фортепьяно, для пения песен и для подготовки проповедей, для резьбы по дереву и для создания новых идей. Христос учит нас, что есть только один способ сохранить дарование – использовать его на Служение Богу и людям!