автор: Рейнхард Боннке
перевод: Анна Гешеле
Первые ученики Христа начали проповедовать не имея опыта в этом деле. Они не обладали ни методами, ни техникой, и не могли прослушать обучающие лекции. И все же, как они действовали?
Иисус шел по берегу моря и встретил галилейских рыбаков. Он пригласил их идти с Ним и стать «ловцами человеков». Вот из этого, сырого материала, Иисус сделал Апостолов, людей, имена которых мир никогда не забудет, которые должны были изменить мир.
После вознесения Иисуса, будущее Веры легло на их плечи. А ведь это были люди, которые никогда не покидали пределов своего селения, не плавали дальше, чем уносили их рыболовецкие лодки. Это им, с их пылом и жертвенностью, мы обязаны драгоценному знанию о спасении. Мир находится у них в долгу. Апостолы на практике стали использовать понятия: вера, любовь, надежда, прощение, доброта, и другие ценности, которые были чужды древней языческой культуре. Божий мир постепенно менял общество. Марк Аврелий, философ-стоик, став Римским императором в 161 году, даже запечатлел на стенах Рима высказывания Христа.
Первыми новообращенными стали евреи, и первая церковь образовалась в Иерусалиме. Тысячи приняли веру, среди них оказались и священники Иерусалимского храма. И через двадцать лет, когда многие христиане были в других местах, Апостолы оставались в Иерусалиме, трудились, насаждая веру (см. Деяния 6:7; 8:1; 21:20). Иоанн писал, «ибо так возлюбил Бог мир» (Иоанна 3:16). На то время еще не весь мир увидел этих людей. Это произойдет позднее. Верующие евреи склонны были думать, что Иисус был Мессией лишь для Израиля. Даже когда Иисус воскрес из мертвых, это расценивалось с точки зрения возрождения Израиля (см. Деяния 1:6). Иисус же обнял своими руками весь мир. Он сказал: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме … и даже до края земли» (деяния 1:8). Здесь используется греческое «есхатос» — последний, поэтому последняя фраза может звучать: до последнего места на земле.
Павел, еврей евреям …
Чтобы распространить Евангелие среди других народов, Бог подготовил одного человека, Апостола Павла. С рождения он имел римское гражданство, но оставался истинным евреем, называя себя «Евреем от Евреев» (Филиппийцам 3:5) Во главе его личных интересов стояло спасение своего народа (см. Римлянам 9:1-4). На время он поселился в Антиохии, городе Галилейском, с многочисленным еврейским населением, где смог ощутить влияние обоих культур. Бог же призвал его нести Евангелие в другие страны (Деяния 13:1) и через некоторое время, с благословения церкви в Антиохии, он отправился в свое первое большое путешествие. Где бы он не был, исполняя призвание, родной народ оставался для него приоритетом.
Как только Павел прибывал в новое место, он, в первую очередь, посещал местные синагоги. Такова была воля Божья. Еврейские синагоги существовали повсеместно в средиземноморском регионе. Евреи, менявшие место проживания, или находившиеся в других землях по делам, образовывали общины в городах Римской Империи, и придерживались традиций Моисея. Так же и Петр пишет евреям «рассеяным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании», в регионах Малой Азии. (см. 1 Петра 1:1). И сам Павел также принадлежал к диаспоре. Родился он в Тарсе Киликийском, большом городе, расположенном на юго-востоке теперешней Турции (см. Деяния 22:3)
Сотни тысяч евреев покинули свою страну, порабощенную врагом. После падения Ассирии и захвата Вавилона, за 600 лет до Рождества Христова, остатки еврейского народа постоянно подвергались тирании. За век до рождения Христа, сирийский царь, Антиох IV решил уничтожить иудейскую веру. Упоминание о жертвах читаем в 11 главе Послания к Евреям. Изгнанные, рассеянные евреи стали проводниками, благодаря которым Павел смог достичь язычников.
… для всех я сделался всем …
Павел уверовал в Дамаске через два или три года после воскресения Христа, и «тотчас стал проповедовать в синагоге об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деяния 9:20). Таков был его метод. В Иерусалиме он «смело проповедовал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Эллинистами» (Деяния 9:28,29). Переходя из страны в страну, в первую очередь, он вступал в контакт с людьми, приходя в синагоги, где, будучи раввином, мог проповедовать. Как только он уходил к язычникам, тем самым провоцируя скандалы, противники создавали оппозицию.
Вот краткое описании картины, как приходилось работать евангелистам-пионерам. Эта опасная деятельность, связанная с поисками путей проповеди Евангелия по всему миру, требовала смелости. Павел прошел все: от унижения до отказа, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Коринфянам 9:22). Христиане были способны идти на риск, их не интересовало мнение других, и не могли остановить чьи-то уловки. Не только Павел, но и новообращенные также подвергали себя риску, следуя туда, где, возможно, их не собирались принимать с распростертыми руками.
Павел провел два года, проповедуя Евангелие в училище Тиранна, в Ефесе. В Афинах он дискутировал с местными евреями, эпикурейцами и стоиками, а затем был приглашен в Ареопаг, в то время верховный орган судебной власти. Хотя собрание было не столь многочисленным, все же Апостол Павел смело проповедовал о Христе распятом. Некоторых он убедил и они приняли сказанное. Среди них оказался и Дионисий Ареопагит. В Риме Павел проповедовал Христа распятого, и не боялся упомянуть, что в этом есть и вина Рима.
… во имя Евангелия
Согласно Писанию Апостолы собрались решать кому в какую страну идти евангелизировать. Известно, что Фома и Варфоломей отправились в Индию, где и погибли за Евангелие, проявив небывалое мужество. Мы живем во времена, на которые христианство повлияло коренным образом, а потому нам сложно представить насколько опасно было вмешиваться в духовные и моральные устои, культуру, верование; мир, который пребывал в безбожии и варварстве, хотя уже и обладал военной мощью Римской Империи.
Евангелие пришло в мир спокойно, уверенно, как прилив. Несли его не только Апостолы и евангелисты, но обычные верующие. Многие из них были рабами и смело приняли страдания и даже смерть за Христа. Вспоминается трогательный случай. В Риме во время раскопок обнаружили рисунок и надпись на кухонной стене во дворце: распятый человек с головой осла и надпись «Алексаменос поклоняется своему Богу». По-видимому, этот мальчик не боялся говорить о Христе и Голгофе другим мальчикам-пажам. Кто-то сделал приписку: «Алексаменос остается верен», возможно, что это дописал сам Алексаменос.
У христиан, в то время, даже не возникало мысли о том, чтобы оставить Великое Поручение Христа. В этом и крылся весь смысл христианства. Это стало так называемой программой ученичества. Вплоть до конца третьего века (313 г.) смерть постоянно угрожала свидетелям. До того, как Империя официально приняла христианство, города и рынки были наполнены верующими, а языческие храмы становились малолюдными.
Молодые христиане были готовы умереть за Христа, и не скрывали своего вероисповедания. Преданность Иисусу Христу не имела пределов. Евреям было дано понять, что только Бог пошлет помазанника в Израиль. Им стал Иисус, никого другого не было и быть не могло. Христос не оставил места для ритуальной рутины, соблюдение которой должно было бы привести людей ко спасению, Он сам стал спасением для нас. Единственное, о чем Он просил нас – это крещение и воспоминание. Он не просил помнить о Его смерти, Он просил брать хлеб и вино в Его воспоминание (Лука 22:19). Проповедуя Евангелие Иисуса Христа, мы должны четко представлять себе о Ком говорим. Имя Иисуса – не талисман, не эмблема. Мы говорим о Нем, как о Христе всего Писания, о Нем, Кто Он есть.
Старый Завет – Его чернобелый отпечаток, Новый Завет – Его цветное фото. Старый Завет говорит о Боге, а Иисус добавил, что там говорилось и о Нем. Он исполнил Писание, воплотив его, даруя плоть и жизнь. Христос есть воплощение пророчеств Старого Завета, но Он даже больше, чем воплощение. Иоанн Креститель свидетельствовал и Иисусу, а затем убедился, что Иисус вышел далеко за пределы его пророчеств. «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоанна 3:30).
Источник: slavabogu.ucoz.ru