Лучшая Жертва / Александр Колтуков

автор: Александр Колтуков

«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр.11:4).

От Каинова дара Бог почему-то отвернулся.
Причину Библия объясняет кратко: «Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин». А что такое «лучшая жертва»? В Ветхом завете многократно говорится, что надо животных для жертвы Богу отбирать без порока, так сказать, высшего качества. Отсюда делают вывод: Авель угодил Богу тем, что принёс Ему первородков, без порока.

Но вот, в главах 1 и 2 книги Левит последовательно описан порядок принесения в жертву как животных, так и хлебных приношений, и никакого различия: оба вида жертв — «благоухание, приятное Господу». Значит, дело не в том, что животновод принёс плоды своего труда, а земледелец — своего! Ответ мы можем найти в 1Ин.3:12. Апостол написал: «А за что (Каин) убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата были праведны». Дела были злы, а не растительная жертва были причиной отрицательного отношения к нему Бога!

Нам кажется, уже в то время проявились два принципиально разных мотива жертвоприношения. Какие черты характера потом проявились у Каина? Зависть и злоба, боязнь всего и агрессивность. Чем это можно объяснить? Не тем ли, что Каин был привязан к определённому участку земли, и его благополучие зависело от погоды и прочих случайных событий? С какими чувствами он мог нести свою жертву? Со стремлением умилостивить Бога, чтобы Он не обходил дарителя Своими благословениями. Впоследствии стремление умилостивить злых богов стало преобладающей мотивировкой приношений у тех, кто исповедовал многобожие.

А вот Авель менее зависел от капризов погоды. По-видимому, у него было больше оснований, чем у брата, быть довольным результатами своего труда, и он нёс свой дар с верою: Создателя надо отблагодарить. Его дары были от чистого сердца, бескорыстны, ничего не требовавшие взамен. Бог видел искреннее благочестие Авеля и принял его дар. Выражаясь сегодняшними понятиями,

Авель принёс подарок от чистого сердца, а Каин пытался… вручить Богу взятку.

Но дело не только в этом. Прочитаем внимательно Быт.4:6. Бог задает Каину вопросы: «почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» Мы знаем: если Бог задает вопросы человеку, то это, конечно, не потому, что Он не знает ответа и хочет узнать. Но для того, чтобы человек остановился, задумался и принял меры к исправлению. «Посмотри-ка, — говорит Бог, — грех у дверей лежит; возьми себя в руки и господствуй над ним».

Какой же грех лежал у дверей Каина? Ответ очевиден — зависть. Черная зависть. Да-да, эта зависть была в сердце Каина уже задолго до принесения жертвы. Каин в поте лица возделывал землю с утра до вечера, не разгибая спины. А, с его точки зрения, везунчик младший братец прохлаждался себе на пастбище со своими овцами. Каину результат доставался с трудом, и уже не радовал его. Негодование росло внутри Каина; радость и улыбка на лице брата выводили его из себя.

А Бог это видел. И жертву Каина не принял, чтобы обратить внимание того на состояние сердца. Как добрый Отец, Бог поговорил с ним, дал ему наставление и шанс для исправления. Каин же Богу не внял. «Бог не принял мою жертву, а брату опять повезло».

Итак, дела Каина были злы, потому Бог не принял его жертву.
Жертва стала не только показателем правильности мотивов Авеля и Каина — жертва стала тем мерилом, которое определило правильность веры двух родных братьев. И тот и тот были верующими с детства, и тот и тот были наставлены в том, что важно поклоняться и служить Богу, и тот и другой приносили жертвы Богу, но жертва, в которой не было сердца жертвователя — стала последней каплей в отступлении Каина от Бога. Ведь нельзя отрывать от себя, если ты жалеешь о том, что жертвуешь, такая жалость сначала перейдет в огорчение, потом в зависть, потом в озлобление и затем в желание отомстить…

Греховные мысли и дела способны убить самые хорошие начинания и самую правильную веру. Именно поэтому вера без дел от чистого сердца — уже мертва, а дела по вере будут говорить и спустя тысячи лет!