Вера Сарры

Олексій • 10 лет назад

avraam-sarraВерой и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Евр. 11:11-12

Впервые среди героев веры в этой главе показана вера женщины. Мы привыкли считать героями мужей веры и с них брать пример. Но общество состоит из мужчин и женщин, и Писание открывает нам не только мужей веры, но и жен веры, глубоко верующих и преданных Богу.

Вообще Писание представляет нам целую вереницу женщин, положительных и отрицательных, которые, так или иначе, влияли на ход истории. Женские образы — это или великие святые, или падшие грешницы на пути веры. Все они в каком-то смысле прообразы Церкви, несмотря на свою положительную или отрицательную роль в жизни Божьего народа. И все они выполняли ту часть общей задачи, которая соответствовала их возможностям. И если мужчине было поручено покорение земли и строительство мира, то женщине Бог повелел посвятить себя более высокой и более духовной задаче: применить плоды мужского труда для устроения семьи и воспитания граждан общества.

Ни одна цель не покорится мужчине, если он попытается достичь ее в одиночку. Любая задача будет слишком трудна для него. Чтобы ее выполнить, требуются объединенные усилия двух людей, мужчины и женщины, нужно, чтобы они работали вместе, компенсируя недостатки друг друга, гармонично дополняя один другого. Писание придает одинаково важное значение мужчине и женщине как исполнителям Божественной воли — каждому в своей сфере деятельности. Мужчина без жены лишен цельности, в жене он ищет недостающую часть собственного существа. Вот почему написано: «…оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

Таков еврейский взгляд на роль и положение мужчины и женщины в жизни человеческого общества, где определением Господним женщина наравне с мужчиной поставлена на одно из ведущих мест. Идеальным воплощением такого взгляда еврейские богословы считают супружескую чету Авраама и Сарры, и с этим нельзя не согласиться. На роль праотцев избранного народа Бог избрал людей с идеальным сочетанием внутренних качеств: единство духа, единство души и тела, понимание великих задач, всецелое посвящение им. Это равноправное и гармоничное сотрудничество на почве призвания Божия воплотилось в этой замечательной супружеской паре.

Господь отводит Аврааму и Сарре достойное место на страницах писания. И более того: Он останавливает на них наше внимание и настойчиво приглашает нас всмотреться в эти образы, взять с них пример. Рядом с Авраамом, отцом веры, другом Божиим, Он смело ставит Сарру и говорит: «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас» (Ис. 51: 1-2).

Дух Святой приглашает нас посмотреть на эту особенную пару, которая обоюдно прославила Создателя и выполнила почетную миссию рождения обещанного Им потомства. Из этой прекрасной пары Он отдельно выделяет женщину, называя ее по имени, за ее особый, личный вклад в это дело и за ее подвиг, чтобы и мы могли по достоинству оценить ее и взять с нее пример для себя: «Посмотрите на Сарру.., родившую вас!»

В этом чудном приглашении отмечено все достоинство и величие ее веры — «родившую вас!» В этом приглашении Господа потонули все недостатки, имевшие место в ее жизни и ее характере, которые так любят подмечать люди. Если Ева была матерью всего человечества, то Сарра стала матерью Израиля — избранного народа из всех народов на земле.

Именно личная вера этой женщины сыграла выдающуюся роль в рождении обетованного потомства. Библия сообщает: «И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил»(Быт. 21:1). Слово «призрел» означает здесь «особое вторжение Божие в бесплодную жизнь Сарры, чтобы сделать ее способной исполнить задачу, к которой она была предызбрана». Ей было тогда уже 89 лет, и вся ее естественная сила к деторождению истощилась, как и написано: «Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» (Быт. 18:11). К тому же она была бесплодна с юности. С естественной точки зрения никакой надежды на зачатие ребенка у нее не было.

Слова Божии упали на благоприятную почву и не замедлили принести долгожданный плод. Сарра твердо поверила, что «верен Обещавший», и потому приняла Его слова настолько глубоко в свое сердце, что «получила силу к принятию семени» в свое одряхлевшее тело. Внутри самой Сарры ее вера стала формироваться, становиться живым зародышем, принимать вид плоти: она оказалась способной к зачатию «и не по времени возраста родила». Не считаясь ни с возрастом, ни с бесплодием, ни с признаками, имеющими место в ней самой, она родила! Это было высочайшим достижением веры самой Сарры. Это был подвиг веры женщины, созревшей выполнить план Божий — произвести избранный к великой миссии еврейский народ.

Такова вера Божия. Она не только переставляет горы (Мр. 11:23), но переступает законы природы, способна оживотворить давно умершее и совершить ч у д о!