Покаяние города начинается с тебя
Олексій • 10 лет назад
Cегодня более половины жителей земли проживает в городах. Численность горожан стремительно растет. Города, особенно мегаполисы, притягивают людей. Когда летишь ночью на самолете и внизу простирается хаотичное море огней, начинаешь осознавать, что такое большой город.
Город контрастен – здесь встретишь и богатство, и нищету. Города обладают огромными ресурсами, но доступ к ним открыт не каждому. В городах выживают сильнейшие, более жесткие, имеющие крепкие локти.
В книгах Библии мы находим много резких обличительных слов, обращенных к городам. Но нельзя
утверждать, что город оставлен Богом. Ведь были и города – центры поклонения Богу. Христос родился в Вифлееме, вырос в Назарете, жил в Капернауме, окончил Свое служение в Иерусалиме. Местом обитания спасенных станет тоже город – Новый Иерусалим, явленный в откровении Иоанну.
Ниневия, столица древней Ассирийской империи – яркий пример города, который заслуживал Божьего суда. Развалины Ниневии погребены под толстым слоем земли вблизи иракского города Мосула. Но в древние времена Ниневия была столицей могущественной империи, диктовавшей условия всему миру. Приблизительно в 745 году до нашей эры в этом городе проповедовал Иона. Тогда империей правил Тиглатпаласар III.
В Библии больше всего о Ниневии говорится в Книге пророка Ионы. Ниневия упомянута и в 10-й главе книги Бытие, где сказано, что город был основан Ассуром. Древние писатели, например Страбон и Геродот, а также библейские пророки Наум, Софония, Иона описывают город как неприступную крепость. Географическое положение Ниневии было удобным. Город имел 50 километров в длину и примерно 15 километров в ширину. Его защищали три глубоких канала. Пять стен 30-метровой высоты были так широки, что по ним могли свободно передвигаться четыре колесницы в ряд.
Поражали богатство и роскошь Ниневии. Но несметное богатство было пропитано кровью и слезами.
Ассирийцы безжалостно грабили окружающие государства. Пророк Наум сравнивал Ниневию с логовищем львов, питающихся кровью народов. Ниневитяне славились жестокостью и распущенностью. Бог сказал об этом городе: «…злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2).
Но испытывал ли Бог к Ниневии лишь чувство гнева? Так ли это? Давайте еще раз обратимся к Книге пророка Ионы.
Бог посылает в языческий город Своего пророка, чтобы тот возвестил о суде и наказании за грехи и призвал жителей к покаянию. То есть Бог оставил горожанам шанс на спасение, и это проявление милосердия Божьего, поскольку ниневитяне, в отличие от израильтян, не были связаны с Богом отношениями Завета. Текст книги открывает нам бесконечное милосердие Божье.
«У Господа спасение!» – восклицает пророк Иона, оказавшись в критическом положении (2:10). «…Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии», – молится он (4:2). Здесь мы читаем о Боге, милостивом не только к тем, кто знает Его и Ему служит, но ко всему Своему творению. Бог говорит: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (4:11).
Благополучие, сила и могущество Ниневии были внешними. На самом деле город был обречен. И не так важно, грозила ли ему гибель от врагов, природной катастрофы, или его ждала медленная агония. Бог не желал гибели Ниневии и ее жителей и стремился спасти их. Поэтому Он послал в город пророка, чтобы тот возвестил людям Его волю.
В третьей главе говорится о том, что Бог достиг Своей цели. Покаяние жителей города было глубоким и произошло на всех социальных уровнях – от царя до простолюдина. Люди искренне смирились перед Богом – даже гордый царь, перед которым на коленях стояли владыки соседних народов, «оделся во вретище, и сел на пепле» (3:6). Покаяние ниневитян было полным и касалось всех областей жизни: «…каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (3:8).
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (3:10). Ниневия была спасена.
Безусловно, нельзя проводить полную аналогию между Ниневией и современными городами. Все города разные, различны и их проблемы. И все же есть присущие всем им общие черты. Неизменна причина, порождающая проблемы города и общества, – это грех, влекущий за собой искаженные отношения. Неизменна и любовь Бога: Он любит города и хочет их спасти.
Спасение дается благодаря покаянию – обращению к Богу, которое ведет к перемене образа мышления и жизни. Божье спасение, призванное исцелить болезни и раны города, приходит через церковь. Многие трудности Ионы обусловливались тем, что он был посторонним, недружелюбно настроенным по отношению к жителям Ниневии человеком. Сегодня нередки ситуации, когда христиане, подобно Ионе, издалека, как из иллюминатора самолета, взирают на проблемы своего города. Они при этом ужасаются, возмущаются, негодуют… Однако пора бы сменить пластинку и признать, что нам, как и Ионе, необходимо так же покаяние, а за покаянием дела, которые его бы подтверждали. Христос сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18–19).
Для того чтобы Божье намерение в отношении городов было успешно выполнено, нам, как верующим, необходимо освободиться от предубеждений, которые изолируют от мира. Нам важно изучать историю своего города, проводить серьезные исследования его проблем. Мы должны быть вовлечены в жизнь городского сообщества и изнутри влиять на ситуацию. Нельзя забывать, что Бог любит город и людей в нем, и потому служение Церкви всегда диктуется искренней любовью и состраданием.
В статье использована публикация: «Ибо так возлюбил Бог город…»
Автор Павел Тупчик