Быть верным управителем
Олексій • 10 лет назад
Все мы в жизни чем-то управляем. Кто-то мудро управляет своим временем и финансами, кто-то управляет предприятиями и целыми странами, а кто-то не может заставить себя сделать даже то, что ему самому необходимо… Бог создал человека для управления Его творением, но очень часто мы можем видеть злоупотребление этим доверием Божьим. Люди, которые призваны управляя земными благами созидать и благословлять других, вместо этого пытаются узурпировать власть над судьбами других людей, целых стран и народов. Такое неправедное управление приводит к насилию и войнам, именно это все мы видим сегодня в нашей стране. Один человек решил, что он может управлять судьбами других и от этого страдают и гибнут тысячи ни в чем неповинных людей.
Вы спросите меня: «А как я могу на все это повлиять, ведь я не президент Украины, не миллионер, не какой-то большой начальник или влиятельный политик, я обычный человек и мое влияние распространяется максимум на мою семью и сотрудников по работе». Ответ в сегодняшней притче. В ней Иисус открывает нам один из важных аспектов влияния не только на свою судьбу, но и на судьбу нашего поколения и историю нашей страны.
«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». (Луки 16:1-9)
Эта притча рассказывает о своре мошенников, которых везде можно найти. Управитель – плут и мот; он управлял имением своего хозяина. Владельцы многих поместий жили за пределами Палестины. Хозяин имения мог быть одним из них, поэтому ведение своих дел он доверил одному из своих служащих. Управитель этот же попросту расхищал имение своего хозяина.
Должники тоже мошенники. Их долги состояли из неуплаченной арендной платы. Ее часто платили не деньгами, а натурой, которая представляла собой оговоренную долю урожая. Управитель, уже зная, что его снимут с должности, подделал записи в долговых книгах, чтобы намного уменьшить долги должников. С этого он ожидал две выгоды. Во-первых, должники стали теперь обязаны ему; во-вторых, и намного важней, он сделал их соучастниками своих преступлений; и, поэтому, мог по надобности шантажировать их.
Да и сам хозяин поступил достаточно странно, вместо осуждения неверного управителя он даже одобрил хитрость своего управляющего и, собственно говоря, похвалил его за это.
Первое, на что обращает внимание Иисус в этой истории, что сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. Это значит, что если бы каждый христианин проявлял такое же усердие и изобретательность в своем стремлении достичь праведности, какие проявляют неверующие в своем стремлении обеспечить свое благосостояние и комфорт, то он стал бы намного лучше. Человек тратит в десятки раз больше времени, денег и усилий на свои удовольствия и увлечения, на дачу и спорт, чем на церковь. Наше христианство лишь тогда станет истинным и действенным, когда мы будем уделять ему столько же времени и сил, сколько мы уделяем нашим повседневным делам.
Второе, о чем говорит Христос – это то, что богатство следует использовать для обретения верных друзей, в чем и заключается истинная и непреходящая ценность жизни. Это можно сделать в двух сферах:
1) В сфере жизни вечной. У раввинов была поговорка: «Богатые помогают бедным в этом мире, а бедные помогут богатым в грядущем». Иудеи верили в то, что благотворительность и милосердие к бедным зачтутся человеку в вечности. Действительное богатство, следовательно, заключается не в том, что человек удержал, а что он раздал.
2) В сфере повседневной жизни. Человек может расходовать свое богатство эгоистически, стремясь к легкой беззаботной жизни; но он может облегчить жизнь своих друзей и просто нуждающихся. Сколько людей вокруг нас благодарны какому-то состоятельному человеку, который дал деньги на лекарства, операцию или обучение! Сколько людей благодарны своим друзьям, помогшим им в трудные времена! Богатство само по себе не является грехом, но оно накладывает на человека большую ответственность. Человек, использовавший свое состояние для того, чтобы помочь своим ближним, находится на правильном пути, стараясь выполнять свою ответственность.
Третье, о чем говорит Господь, что по тому, как человек выполняет малое поручение, видно, можно ли доверить ему более значительное. Никто не получит повышения в должности, не проявив свою честность и свои способности на более скромном месте. Иисус распространяет действие этого принципа и на жизнь вечную. В сущности, Он говорит: «На земле вам доверяют вещи, которые, собственно, не ваши. Они только временно вам поручены. Вы лишь распоряжаетесь и управляете ими. Уже по самой природе своей они не могут принадлежать вам вечно. Когда умрете, вы оставите их здесь. На небесах же, напротив, получите то, что действительно будет всегда принадлежать вам. А что вы получите на небесах, зависит от того, как вы воспользовались доверенными вам вещами на земле. А что будет дано вам лично, зависит от того, как использовали вы те вещи, которые были вверены вам во временное управление».