Каждый из нас постоянно делает те или иные выборы. Одни на первый взгляд ни на что не влияют в нашей жизни, другие же наоборот кардинально меняют все. Есть выборы, которые даются нам достаточно легко, а есть те, которые требуют от нас серьезных решений и посвящения в том, что мы выбираем. Однажды один известный проповедник сказал:
«Мы не выбираем, приходить ли нам в этот мир, но у нас есть право выбрать, где провести вечность».
Сегодня я хотел бы поговорить об одном важном выборе, который может не только повлиять на то, как мы проживем свою жизнь, но и на то, где вы и я будем в вечности.
В евангелии от Матфея в 23 главе мы читаем слова Христа:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матфея 23:23).
Иисус говорит так, потому что суд, милость и вера – действительно, важнейшие в законе. Обратите внимание на то, что Господь не говорит: «перестаньте отдавать десятину», но указывает на то, что является важнейшим относительно любого правильного действия человека, на то, что собственно и определяет праведность самого действия.
Порой нам хотелось бы, чтобы заповедей, которые надо исполнять было бы поменьше. Но суть не в количестве, а в нашем отношении к самим заповедям. Иначе в нашей жизни будет происходить, как в анекдоте:
Моисей общается с Господом на горе Синай.
— Боже, ну зачем же так: целых десять заповедей? Может, пусть их будет пять?
— Моисей! Не торгуйся!
А где тут сказано:
— Не торгуйся?!..
Давайте подумаем, какое действие будет по-настоящему правильным:
1) Я прощаю моего обидчика, потому что так повелел мне Бог.
2) Я прощаю моего обидчика, потому что в моём сердце живут милость и вера в милость Бога по отношению к каждому человеку.
1) Я не изменяю своему супругу, потому что это заповедь Бога.
2) Я не изменяю своему супругу, потому что люблю его и знаю, что Бог тоже любит его.
1) Я приношу десятину в дом Божий, потому что так повелел Бог.
2) Я приношу десятины в дом Божий, потому что благодарен Богу за Его суды, милость и веру, которую Он во мне воспитывает.
С первого взгляда все действия правильные (праведные), и только если заглянуть в глубину сердца того, кто совершает их, можно увидеть, какие из них истинные, т.е. совершённые по вере, милости и настоящей праведности. Праведность того или иного внешне правильного поступка можно определить только по мотивам, которые лежат в основе этого поступка. Если человек, собрав волю в кулак, надев на себя смирительную рубашку заповедей Бога, старается исполнять их потому, что так надо, или только потому, что это может принести ему какую-то выгоду и даже дать Вечную Жизнь, то все его действия рано или поздно окажутся обычным лицемерием. У фарисеев и законников они вырвались наружу ненавистью к Иисусу. Не думаю, что и у нас сегодня это будет как-то иначе.
Замечательный писатель Клайв Льюис написал:
Люди, а не Бог, произвели на свет висилицы, плети, тюрьмы, рабство, штыки, огнестрельное оружие и бомбы. Благодаря человеческой жадности и глупости, а вовсе не из-за враждебности природы, мы видим нищету и работу на износ.
Все это происходит именно тогда, когда мы забываем про справедливый суд, милость и веру в Бога.
Заметьте, Иисус обратил внимание фарисеев, именно на то, что они не жили даже согласно тому, что сами проповедовали. Они приносили десятину и пожертвования в Храм, но не следовали Божьему закону в своей повседневной жизни. Они предпочитали просто исполнять только букву закона.
Десятину? На, Господи, мы её тщательно для Тебя отсчитали!
Праздник отпраздновать? На, Господи, мы его по всем правилам проведём! А сердца ко всему этому не приложим, потому что нам приятнее быть самолюбивыми, эгоистичными, все делающими во славу свою.
Кто-то, возможно, возразит, а разве обязательно делать этот выбор? Может достаточно совершать правильные дела, но не обязательно от всего сердца? Но тогда мы будем похожи на одного Гаишника, который попал в вечность
Попадает в вечность бывший гаишник. Перед ним встаёт Ангел и говорит:
— Вот перед тобой две дороги: одна — в ад, другая — в Рай, по какой ты пойдешь? Гаишник ему отвечает:
— А, можно я на перекрёстке постою?
Давайте попробуем поразмышлять о том, что же оставили фарисеи и что нам важно не только не оставлять, но и практиковать в своей жизни.
Первое, что они оставили – это суд.
Суд — представляет Бога Отца. Именно Бог является праведным Судьей и без Него невозможно представить справедливый и нелицеприятный суд.
«Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем. Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий…» (Пс.7:9-12)
«Бог вторгнется в этот мир! Но я хотел бы знать, понимают ли люди, требующие Его открытого и прямого вмешательства, что произойдёт тогда. Это будет концом света: когда на сцену выходит автор, представление окончено. Бог вторгнется, можете в этом не сомневаться. Но какой будет смысл заявлять тогда, что вы на Его стороне, когда привычный мир на ваших глазах растает, как сон, и, сокрушая всё на своём пути, наступит нечто такое, чего вы и вообразить не могли, — нечто столь прекрасное для одних и столь ужасающее для других, что никому уже не придётся выбирать. Ибо тогда Бог придёт уже не замаскированным, и Его явление будет таким потрясающим, что каждого человека охватит либо непреодолимая любовь, либо непреодолимый ужас. Тогда будет уже поздно решать, чью сторону принять: когда вы больше не можете стоять, ни к чему говорить, что вы решили прилечь. Это время будет не для выбора; это будет время, когда мы поймём, какую сторону мы фактически выбрали, сознавали ли мы это раньше или нет. Но сейчас у нас ещё есть возможность сделать правильный выбор. Бог терпеливо ждёт, давая нам эту возможность, но Он не будет ждать вечно. Мы должны воспользоваться этой возможностью или распроститься с ней». Клайв Льюис, Просто христианство.
Этот мир нуждается в Боге, как Судие. Мы так же нуждаемся в справедливом Божьем суде, ведь без него мы больше склонны к осуждению.
Писание говорит нам:
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».(1Коринф.4:5)
Осудить другого намного проще, чем разобраться во всех обстоятельствах и проявить прощение. Именно поэтому апостол Павел дает рекомендацию не осуждать другого, до тех пор, пока мы не знаем всех обстоятельств. Ведь если мы судим на основании своих предположений или из-за обиды, то наш суд не может быть справедливым и объективным и по сути является осуждением. Но поскольку мы все хотим, чтобы нас прощали и проявляли к нам понимание, то таким же образом должны поступать и мы.
Милость — представляет Иисуса, Который отдал Свою жизнь, чтобы спасти тех, кто поверил в Него. Вам и мне важно поступать так же, потому что в этом и есть настоящее проявление милости. Если мы пережили в своей жизни Божью милость и Его прощение, то об этом стоит делиться с теми, кто ее еще не пережил.
Давид, который сам пережил в своей жизни Божью милость и Его прощение написал такой псалом:
«А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего. Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня». (Пс.58:17,18)
Многие из вас знают картину Альбрехта Дюрера «Руки».
Но мало кто знает историю создания этой картины. Думаю, что кто не знал Дюрера, запомнит эту историю на всю жизнь
В 15 столетии в маленькой деревушке недалеко от Нюрнберга жила семья, в которой было восемнадцать детей. Восемнадцать!
Для того чтобы прокормить такую большую семью, отец, золотых дел мастер, работал по восемнадцать часов в день. Он работал в ювелирной мастерской, но также брался за любую оплачиваемую работу.
Несмотря на почти безнадежное положение, у двоих детей была мечта. Они хотели развивать свой талант в искусстве, но они знали, что их отец не сможет отправить ни одного из них на обучение в Академию в Нюрнберг. После долгих ночных обсуждений эти два мальчика заключили соглашение друг с другом. Они решили бросить монету. Проигравший пойдет работать в шахты, и на свои заработки будет оплачивать обучение брату. А потом, когда брат закончит обучение, он будет оплачивать учебу своему брату, работавшему в шахте, продавая свои работы, а если будет нужно, то также работая в шахтах.
Они бросили монету в воскресенье утром, после церкви. Альбрехт Дюрер выиграл и поехал в Нюрнберг. Альберт пошел работать в опасные шахты, и на протяжении четырех лет он оплачивал обучение брата, чьи работы в Академии сразу же стали сенсацией.
Гравюры Альбрехта, его ксилогравюры и его картины превосходили даже работы многих его профессоров. К моменту окончания учебы он уже стал зарабатывать неплохие суммы за свои работы. Когда юный художник вернулся в свою деревню, семья Дюрер устроила праздничный обед на лужайке, чтобы отпраздновать триумфальное возвращение Альбрехта.
После долгого и незабываемого обеда, за которым звучало много музыки и смеха, Альбрехт встал со своего почетного места во главе стола, чтобы поднять тост за своего любимого брата, который столько лет жертвовал, чтобы исполнить мечту Альбрехта. В конце своей речи он сказал: «Теперь, Альберт, мой благословенный брат, пришел твой черед. Теперь ты можешь поехать в Нюрнберг за своей мечтой, и я буду заботиться о тебе».
Все повернулись с ожиданием к Альберту, который сидел в другом конце стола. Слезы потекли по его бледному лицу, он покачал головой, всхлипывая и повторяя: «Нет…нет…нет…нет». Наконец он встал и вытер слезы. Он посмотрел на лица людей, которых он так любил, а потом, подняв руки к лицу, мягко сказал: «Нет, брат. Я не могу поехать в Нюрнберг. Уже слишком поздно для меня. Посмотри! Посмотри, что эти четыре года в шахтах сделали с моими руками! Кости на каждом пальце были переломаны как минимум один раз, и недавно у меня появился артрит в правой руке, я даже не могу удержать бокал во время тоста, а уж тем более я не смогу провести красивые линии на пергаменте или холсте карандашом или кистью.
Нет, брат, для меня уже поздно». Более 450 лет прошло. Сейчас сотни портретов, рисунков ручкой или серебряным карандашом, акварелью, рисунки угольным карандашом, ксилогравюры и гравюры на меди висят в каждом великом музее в мире. Скорее всего, вы знакомы хотя бы с одной работой Альбрехта Дюрера. Может быть, у вас дома или в офисе также висит репродукция одной из его работ.
Как-то, чтобы отдать дань уважения Альберту за всю его жертву, Альбрехт нарисовал загрубевшие руки своего брата, направленные в небо. Он назвал свою картину очень просто: «Руки». Но весь мир почти сразу открыл свои сердца этому шедевру и назвал эту картину «Руки молящегося».
В чем проявилась милость в этой истории? Один брат был готов пожертвовать своей мечтой ради того, чтобы мечта его брата осуществилась. В этом есть милость, которую невозможно заслужить, а можно лишь подарить другому.
Говоря о милости, хочу рассказать вам одну притчу:
Один человек умер и пошел на Небеса. Возле жемчужных ворот его встретил Ангел и сказал:
— Для того, чтобы пройти через эти ворота, ты должен набрать 100 баллов. Ты говори мне все добрые дела, которые ты сделал на земле, а я буду говорить, сколько баллов ты набрал.
— Хорошо, — сказал мужчина, — я прожил со своей женой пятьдесят лет и ни разу не изменил ей, даже в моем сердце.
— О, это прекрасно! — сказал ангел. — За это ты получаешь целых три балла!
— Три балла?! — изумился мужчина. — Ну, хорошо, я ходил в церковь всю свою жизнь, регулярно давал десятины и участвовал в служениях.
— Великолепно! — сказал ангел. — Это достойно двух баллов.
— Только два?!! — воскликнул мужчина.
— Ну, а что ты скажешь об этом: я организовал бесплатную столовую и работал в доме престарелых.
— Фантастика! Это достойно четырех баллов, — сказал ангел.
— Четыре?!! — закричал в отчаянии мужчина. — Ну, в таком случае попасть на Небеса можно только по милости Божьей!!!
— Проходи!
Мы все нуждаемся в Божьей милости точно так же, как и люди вокруг нас в нашей милости по отношению к ним.
Именно поэтому апостол Иаков говорит: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом». (Иак.2:13)
Вера — представляет Святого Духа. Она дается всем, кто верит во Христа. Именно Дух Святой открывает нам Кто такой Иисус и что Он сделал для нас. Именно Дух Святой дает нам способность не только верить в Бога, но и наделяет нас различными дарами для служения Ему.
«Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». (1Коринф.12:3)
Вера нужна нам во взаимоотношениях с Богом, и она играет огромную роль в наших отношениях с теми людьми, кого Господь поместил в нашей жизни. Именно она поможет видеть Божьи ответы посреди испытаний и понимать, как мы можем послужить другим.
Известная всем история о том, как по вере 4-х друзей, получил прощение грехов и исцеление парализованный. Лично я много раз слышал проповеди об этой четверке.
Но сегодня, я хотел бы обратить ваше и свое внимание именно на парализованного.
Он не мог ходить.
Скорее всего, даже не только ходить, но и самостоятельно есть, ухаживать за собой.
Возможно, он не мог говорить. Мы видим, что Иисус ничего не спрашивал у него (как правило, Он говорил со всеми, кто к Нему приходил с нуждой).
Давайте на секунду представим его состояние …
Давайте спросим себя: а сколько моих друзей, если бы я был в таком состоянии, были бы рядом? Когда я не мог бы их благословлять, помогать, проповедовать, наставлять — кто не забыл бы меня? Кто смог бы нести меня на своих руках молитвы к Иисусу?
Ответ на эти вопросы напрямую зависят от того, какого уровня у меня отношения с моими друзьями. Сколько лично я вкладываю в эти отношения.
Если про этого парализованного не забыли 4-ро его друзей, если они пошли на такие крайние меры: разобрать чужую крышу, быть готовыми опозориться, быть готовыми к тому, что их исключат из синагоги…
Значит, у них для этого были серьезные основания. Я убежден: этот парализованный умел дружить, и сделал много добра для них раньше. Он вкладывал в эти отношения задолго до того, как произошла проблема. Его вера проявилась в его верности своим друзьям, а в свое время его друзья отплатили ему такой же верностью в ответ. Именно по их вере этот парализованный получил спасение и полное исцеление.
Простое пожелания каждому на этот год: «Умей дружить»! Будь верен Богу и своим ближним. Это может сыграть ключевую роль в твоей жизни.
И в завершении хотел бы прочитать вместе с вами 20 стих 5 главы Евангелия от Матфея. В нем Иисус обращается к людям, слушающим Его:
«…говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». ( Матф.5:20)
Иисус не отменяет праведность книжников и фарисеїв. Он не говорит о том, что надо перестать уважать Закон, но утверждает мысль о том, что если вся наша праведность такая же лицемерная и показная, как у них, то мы не сможем войти в Небесное Царствие. В нашей праведности должно быть что-то ещё, кроме буквы закона… а именно суд, милость и вера, которые приходят к человеку только в одном случае: если человек по-настоящему любит Законодателя.
Нам важно не оставлять в своей жизни суд, милость и веру – именно они помогут нам жить так, как желает Господь. И более всего нам важно любить Законодателя! Только Он поможет нам ценить Его праведный суд, незаслуженную милость и веру, которая поможет нам двигать горы.