Пока не наступил Пурим

Олексій • 10 лет назад

esther-01В прошлый раз мы размышляли над сутью одного из важнейших праздников, о которых мы узнаем из писания – о Пуриме. Мы говорили о том, что у Господа есть Свой Пурим для нашей страны. И в этом есть для нас Божья истина: беда еще не приблизилась к нам, а Всевышний уже подготовил лекарство против нее.

Но есть одно «но» и о нем я хотел бы сегодня с вами поговорить – что делать нам во время ожидания наступления Пурима? Нужно ли нам дальше жить так, как мы жили до этого, или что-то в нашей обыденной жизни должно измениться? Имеем ли мы право просто расслабиться и плыть по течению обстоятельств, ведь все предрешено и состоится то, что желает осуществить Господь? Именно на эти вопросы я хотел бы сегодня ответить, чтобы мы могли обрести для себя четкие указания от нашего Творца.

Аман задумал свой антиеврейский погром в первый месяц года (нисан; приблизительно наш апрель). По его навету в провинции были разосланы письма, предписывающие резню евреев произвести в конце года – в 12-й месяц (адар, приблизительно наш март). Аман был казнен спустя два месяца после начала своей антиеврейской интриги.

До назначенного погрома оставалось еще девять месяцев, и потому после казни Амана вполне достаточно было бы исполнить законную просьбу Есфири: “Если царю благоугодно и нравлюсь я очам его, то пусть будет написано, чтобы возвращены были письма по замыслу Амана, писанные им об истреблении иудеев во всех областях царя” (Есф. 8:5).

Вот тут и хотелось бы видеть завершение Пуримской истории. Но, к сожалению, царский указ об убийстве евреев не мог быть отменён и царь издал ещё один указ: евреи могли защищать свою жизнь и имущество, и в случае победы, разрешалось забирать имущество того, кто на них нападал. И в этом суть Пурима – сама история не завершилась, а лишь только началась.

Совершение чуда переложено на нас

Во всей книге Есфирь мы не видим явных Божественных чудес; но при этом все «естественные» события в нем настолько чудесно «подстраиваются» одно к другому, спасение евреев происходит в результате стольких маловероятных совпадений, что за всем этим мы ощущаем направляющую волю Божественного Провидения. Такая ситуация называется в иудаизме «скрытым чудом», и история Пурима является классическим примером такого чуда. В этом смысле книга Есфирь является как бы завершающей книгой большей части Ветхого завета: она описывает разницу между Библейской эпохой, когда происходили «явные чудеса» – море расступалось, с неба сходил огонь, Бог посылал пророков и открывался евреям в Храме, – и новой эпохой в жизни Израиля, когда явные чудеса прекратились. Это не означает, однако, что Бог перестал вмешиваться в жизнь Своего народа; просто теперь Его вмешательство идет путем скрытых чудес, т.е. согласования маловероятных, на поверхностный взгляд случайных событий. Именно благодаря таким скрытым чудесам еврейский народ – от Пуримских времен до сегодняшнего дня – смог выжить и сохраниться, несмотря на чрезвычайно неблагоприятные окружающие условия.

Есть, однако, в событиях Пурима одно место, которое, казалось бы, не вполне согласуется с концепцией «продуманного Богом сценария». Ведь если Бог сделал Есфирь царицей именно для того, чтобы привести через нее спасение, то почему в самый критический момент, когда появился указ Амана, Есфирь была в немилости у царя Артаксеркса? Если вся история – это скрытое чудо и Божественное управление случайностями, то почему к Есфирь этот случай не благоволил с самого начала; почему она должна была по своей инициативе войти во дворец Артаксеркса и подвергнуть опасности, как свою жизнь, так и свой план по спасению народа?

Ответ состоит в том, что, действительно, в этот момент истории еврейского народа Бог прекратил совершение явных чудес. Все идет как будто бы естественным путем. Но для того, чтобы это спасение осуществилось, мы должны сделать чудо и поступить против естественного хода событий. Совершение «чуда», т.е. нарушение естественного хода событий, в каком-то смысле переложено на нас.

Любые испытания посылаются нам Богом

Как бы это странно не звучало для нас сегодня, но герои истории Есфирь действуют по естественным побуждениям: корыстолюбию, тщеславию, мстительности. И даже Мордехай действует естественно: когда он узнает, что его народу грозит опасность, он одевается в мешковину, посыпает голову пеплом и требует, чтобы Есфирь сделала все, что может. И только одна Есфирь находится в ситуации, когда она должна выбрать, между своим естественным правом жить и совершенно неестественным поступком — пожертвовать своей жизнью для спасения народа.

Иными словами, проблема, перед которой была поставлена Есфирь, тоже есть часть Божественного плана. Чудо не только не происходит автоматически, но и для того, чтобы помочь чуду осуществиться, мы должны действовать как на пределе наших сил и возможностей, так и «сверх них», даже ставя в опасность собственную жизнь. Чудо же состоит в том, что наши действия – вопреки естественным ожиданиям – действительно приводят к успеху.

Божественное чудо всегда строго отмерено, ибо цель его – не просто в «спасении», но в воспитании человека, в том, чтобы научить нас чувствовать Божественные планы и помогать им осуществиться. И именно в этом цель тех трудностей, которые Бог сегодня ставит перед нами. В этом есть истина для нас сегодня: и благословенный Мордехай, и проклятый Аман посылаются нам Богом для того, чтобы помочь нам исправиться и продвинуться.

Сегодня мы ожидаем Божий Пурим для Украины, и наше ожидание должно быть не пассивным, но, как мы видим из книги Есфирь, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы Божье чудо стало явным сегодня!

Пастор Александр Колтуков.