Зависть безумным
Олексій • 10 лет назад
Вера каждого христианина время от времени подвергается испытаниям. В такие моменты христиане нередко (они должны в этом признаться) начинают сомневаться в Боге. Это происходит из-за возникающих противоречий: между верой и разумом, теорией, содержащейся в Библии и практикой, то есть тем, что мы видим в реальности. Тогда мы начинаем задавать Богу вопросы, на которые Он не всегда отвечает.
Каждого из нас беспокоят свои противоречия. Например, одни люди говорят: “Если Бог действительно всемогущ и всем управляет, то, как Он допускает эту неразбериху, царящую в мире и в нашей стране? Кажется, что дьявол захватил власть на земле и всем управляет”. Другие сомневаются в любви Бога. Они спрашивают: “Если Бог благ и справедлив, то почему столько несправедливости и почему праведники страдают, а преступники живут припеваючи?”
Есть ли ответы на эти вопросы? Да они есть, и писание говорит о них. В 72 псалме Асаф тоже столкнулся с противоречием: реальность опровергала то, во что он верил. Вера Асафа пошатнулась. “Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!” (ст. 1) Он верил, что Бог добр к тем, кто стремится жить праведно, к тем, кто соблюдает Божьи заповеди. Давайте вспомним, чем благословлял Бог в Ветхом завете. Прежде всего, здоровьем, потомством, богатством и миром в стране. Многие иудеи верили, что, живя праведно, они могут требовать от Бога этих благословений. Вспомним Иова, который обладал всеми этими благословениями. И когда Бог их забрал, Иов не мог понять, что к чему. Его “хорошие” друзья сказали, что есть только одна причина и одно объяснение всему — грех. Если Бог забрал у тебя благословения, значит ты согрешил.
“А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои”. (ст. 2) Вера Асафа подверглась испытанию. Он чуть не потерял веру, знакомая всем нам картина. Что же стало причиной? “…я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их…” (ст. 7-12) Асаф в этих стихах рассказывает о том, что он видел в реальности, и что абсолютно противоречило его вере. Не праведники, а нечестивые пользуются благословениями. Они обладают здоровьем до самой старости. Эти люди не знают, что такое нищета, голод и тяжелый труд. У них все есть и им все удается. Эти люди гордые и тщеславные, живущие только в свое удовольствие. Они не думают о Боге, и доходят в своей дерзости до того, что говорят, что Бог ничего не видит и ничего не знает. “Если вы говорите, что Бог нас накажет, то почему он этого не делает? Значит, Бог ничего не видит”. “Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею” (ст. 10). Народ, видя безнаказанность нечестивых, следует их примеру. Вот, что увидел Асаф. Он как бы говорит: “Давайте посмотрим правде в глаза. Бог говорит одно, но в жизни все по-другому. Теория не реализуется на практике”. Асаф сомневается, действительно ли Бог благ к чистым сердцем?
“Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?” (ст. 13-14) Асаф не скрывает своего возмущения. Он высказывает все Богу. “А не ложь ли все, что ты говорил? Ты, наверно, обманщик?” Если бы это услышали друзья Асафа, то они бы подумали: “Да он неверующий. Столько лет он пел в хоре, а тут так дерзко говорит о Боге!” Но Асаф никому ничего не говорил. Своими сомнениями он делился с Богом и делится с нами, читающими сегодня этот псалом.
Почему же Асаф возмущался? Может быть, он был просто патриотом, и ему не нравилось то, что происходило в его стране: политическая и экономическая обстановка. Его не устраивало отношение к бедным и сиротам. Но все это не случилось в один день. Беззакония творились и раньше. Почему же тогда Асаф не возмущался? Сам Асаф признается в том, что стало причиной его негодования. И мне нравится он за свою честность. “Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых” (ст. 3). Причиной стал грех. Зависть. Практически Асаф говорит: “ Если бы я жил чуточку лучше, чуточку богаче, если бы Бог благословил меня, как других, то я бы и не подумал возмущаться. Почему несчастья свалились именно на мою голову? Почему я?” Со всеми этими размышлениями и вопросами Асаф пошел в храм, чтобы помолиться. И Бог ответил ему. Господь просветил разум Асафа. “Но если бы я сказал: “буду рассуждать так”, — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их…” (ст. 15-22). Асаф понял, что до этой молитвы, он рассуждал как неверующий, но когда посмотрел на все глазами Бога, то увидел, как говорится, дальше горизонта. А так можно смотреть, только имея веру. Бог разрешил противоречие Асафа.
К какому же выводу Господь привел Асафа? Оказывается, нечестивые люди несчастны, потому что погибнут. Псалмопевец сравнивает их жизнь с прекрасным сном, который рано или поздно закончится, и наступит ужасное пробуждение. Представьте, что вам предоставили возможность выбирать между прекрасным сном с печальным пробуждением и кошмарным сном с радостным и счастливым пробуждением. Какой бы вы сделали выбор? Асаф говорит, что неверующие выбирают первое. Они предпочитают хороший сладостный сон, потому что не верят, что есть Бог, ад и рай, суд, наказание и награда. Асаф посмотрел на свою проблему в перспективе вечности. Он понял, что нечестивым лучше не завидовать. У них нет будущего.
Бог дает Асафу ответ, в чем истинные блага для верующих. “Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу” (ст. 23-24). В этих стихах мы находим четыре блага. Во-первых, Бог обещает, что всегда будет рядом. Во-вторых, Бог не просто будет рядом, Он будет крепко держать нас и никогда не оставит. В-третьих, Господь направляет нас в этой жизни и знает, каким путем повести каждого верующего. В-четвертых, Бог будет с нами не только на земле, но и в вечности. Вот истинные блага для верующих, о которых должен был петь Асаф.
В статье использован фрагмент проповеди «Парадокс веры» Игоря Прокопова