Подсчитай все издержки

меньший слуга • 5 лет назад

vecheryaВсе в этом мире имеет свою цену. Есть цена мира и цена свободы, есть цена жизни, и цена потраченного напрасно времени. Есть вещи дорогие, есть вещи дешевые, есть то, что можно купить в любом магазине или супермаркете, а есть то, что нельзя купить ни за какие богатства. Многие сегодня платят определенную цену, чтобы в нашей стране, наконец, был мир и хоть что-то изменилось к лучшему, и для кого-то эта цена – его собственная жизнь. Мы не очень любим задумываться над всем этим, ведь тогда жизнь становится не такой простой, как мне и вам бы хотелось. Намного проще жить одним днем и ни о чем не переживать. Но этого ли от нас ожидает Христос?

«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». (Луки 14:28-33)

Почему Господь признает Своими учениками только тех, кто способен на самопожертвование ради следования за Ним? Зачем вся эта прагматичность и мелочность в подсчетах? Не нужно ли просто забить на все и сломя голову, не задумываясь, бежать за Богом? Не является ли планирование и трезвый подход – отсутствием веры и упования на Христа? Нет и еще раз нет! Это мы как раз можем увидеть на примере, в котором Иисус раскрывает для нас цену следования за Ним, рассказывая о человеке, который, желая построить башню, рассчитывает свои средства, хватит ли их на это дело. Господь показывает нам, что вы и я должны понимать, что платить цену необходимо и важно не только осознавать то, что цена будет существенной, еще более важно быть готовым уплатить ее именно тогда, когда в этом есть необходимость. Ведь если мы не осознаем, что следование за Христом будет нам чего-то стоить и цена не будет маленькой, то мы окажемся в глупом положении, как человек в этой притче, заложив основание башни, он дальше не смог найти средств на ее построение.

Другой пример Христос показывает в лице царя, который если уже решает начать войну с другим царем, то только после обсуждения и советов. И если он не уверен в своих силах, то, как мудрый человек, поторопится заключить союз с более сильным его соперником – царем. Из этих примеров Сам Христос и делает вывод (ст. 33): и при вступлении в число Его учеников каждый из нас должен серьезно обдумать, способен ли он на самопожертвование, которого требует Господь от Своих последователей. Если же мы не находим в себе достаточных сил для этого, то ясно, что тогда мы можем быть учениками только по имени, но не в действительности. И об этом Иисус говорит в следующих стихах.

«Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Луки 14:34-35)

Как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризуют ученика Христова – быть способным пойти на самопожертвование. Чем можно будет зажечь в учениках решимость на самопожертвование, если они утратят ее? Нечем, – подобно тому как нечем вернуть соли ее утраченную соленость. Ученик должен быть «солью», то есть должен быть не только сам в себе добр и не иметь ничего общего со злом, но и другим передавать доброту. Ведь именно в этом суть соли. Она, сама оставаясь неповрежденною и свободною от гниения, предохраняет от гниения и другое, чему передает это свойство. Но если соль потеряет свою природную силу, она уже ни на что не полезна, не годится ни в землю, ни в навоз. И в этом так же есть особый смысл: Иисус желает, чтоб любой христианин был полезен и силен назидать, не только тот, кому дан дар учительства, пророка или пастыря, но Он требует, чтобы все верующие были плодоносны и полезны для ближних. Если же мы теряем эту способность и уже не приносим пользу людям вокруг нас, то «ни в землю, – сказано, – ни в навоз не годимся».

Христианин должен стать совестью своих собратьев и товарищей, а церковь – совестью нации. Христианин должен быть человеком, в присутствии которого просто нельзя рассказывать сомнительные истории, употреблять двусмысленные слова, делать что-то нечестное. Он должен оказывать очищающее действие на свое окружение. Церковь должна бесстрашно обличать все пороки и поддерживать все доброе. Церковь не должна молчать ни из-за страха перед людьми, ни во имя достижения внешней выгоды.

В этом призвание христианина. Если же он пренебрегает своим высоким назначением, то в его жизни нет смысла. Бесполезность навлекает несчастье. Кто имеет уши слышать, да слышит.